Культ
Вуду на Гаити
Огромное
тайное общество
Нет ничего
более обманчивого, чем внешность. Под шкурой овечки вечно скрывается лев.
Об этом милейшем, обаятельном, приятном в общении парне я с самого начала
знаю, что он - черный колдун. Убийца и душегуб, говоря нашим практическим
языком. 24-летний Пьер Санктус по прозвищу "Крошка Пьер". А
на вид - сама невинность...
Юное безбородое лицо странно выглядит в зловещем культовом интерьере:
черепа, флаги из красного шелка с какими-то кривыми черными крестами,
еще один крест, железный - в центре выжженного костри-ща, бетонное распятие
в три человеческих роста. Багряный и черный, как мне объяснили, - цвета
дьявола.
Доплата
за вредность при спасении души
Между магическими
знаками снуют люди в рабочих касках: что-то чинят, мастерят, наводят порядок.
Никто не боится и не благоговеет. На Гаити вуду - это быт. Норма жизни.
Маленькие девочки, которые прыгают в классики во дворе, на вопрос, кем
они хотят стать, когда вырастут, не моргнув глазом отвечают: "Жрицами!"
У их матерей в изголовье висят дешевые цветные репродукции изображений
Девы Марии с подписью - "Эзили Фреда, богиня любви". Святой
Петр с ключами от райских врат переименован здесь в бога Легбу, указующего
дорогу в иные миры. Жизнь на острове Гаити такая нервная и опасная, что
каждому может понадобиться срочная защита того или иного бога. Часто Легбе
или Эзили Фреде приходится спускаться прямо в гущу людской суеты и толкотни,
например, на карнавале. Их вмешательство повсеместно считается гораздо
более эффективным, чем вмешательство полиции и даже секретных спецслужб
- "тонтон-макутов", которых, впрочем, тоже боятся. На карнавалах
и массовых гуляниях надрыв-ный голос из репродуктора обычно призывает
разгоряченную публику "сохранять спокойствие и никого не убивать".
Власти, конечно, демонстрируют свою озабоченность пышным цветением вудуизма.
В качестве ответной меры они "напускают" на него, например,
эстраду. По всей стране звучат песни поп-групп - однако на Гаити и поп-музыка
гаитянская, ее ритмика основана на традиционных гармониях (читай: гармониях
вуду), а тексты выстроены таким образом, чтобы "доходили" до
национального сознания: "Мы - не народ зомби!.. Будущее наше в руках
духов, но это духи достойных людей!... Мы сойдемся у подножия престола
Легбы и отправимся в путь за святынями!.."
Между тем десятки домов в одном только Жакмеле украшены красными флагами,
Они указывают на то, что это жилище колдуна вуду. Прием клиентов идет
от заката до рассвета... Вот, например, месье Эднер, "автомеханик
и жрец", как написано на его визитной карточке. В доме три рабочих
помещения: в одном - подъемник и инструменты, в другом - алтарь сатане,
в третьем - масонский кабинет. Алтарь предназначен для черной магии, масонские
циркули и пирамиды - для белой, для общения с Богом и его ангелами. Заказать
себе можно и ту, и другую магию - согласно прейскуранту. Но на черную
спрос много выше. Масонские обряды, как показывает гаитянская практика,
буквально ни на что не годны, - вернее, они годны только на добрые дела,
а такие не пользуются на острове особым спросом. Добрые дела люди могут
совершать и сами, безо всякой помощи свыше. Прибегнув же к услугам духов
вуду, можно даже убивать на расстоянии, а это часто бывает необходимо,
потому что у гаитянина много врагов.
Жрице, мадам Эме, удалось заключить самую выгодную сделку на гаитянском
"религиозном рынке" - она сдает собственное тело "в аренду"
духам и богам. Но есть и минус, лишающий ее сверхприбылей: она не может
насылать смерть на людей. Зверей-то мадам Эме убивает регулярно, духи
ничего против этого не имеют. Мистически манипулируя органами принесенных
в жертву животных и птиц, мадам лечит все болезни - опять-таки согласно
прейскуран-ту. Кроме СПИДа. Опыт показывает, что на СПИД не действует
даже кровь черной курицы. Тем жрица и живет.
Теория
и практика бесконтактного убийства
Буду - религия прагматическая, крестьянская. Она занимается только земной
жизнью человека на всем ее протяжении, а вопросов загробного благополучия
не касается. Если кто интересуется, что и как будет на том свете, - через
дорогу католический собор. Но, как правило, публика больше озабочена срочным
исполнением земных желаний, чем вечными вопросами.
Другая "целевая аудитория" вуду, как ни странно, - молодые интеллектуалы.
Те, кто озабочен судьбами Гаити. В один прекрасный день какой-нибудь вполне
объективно мыслящий завсегдатай университетской библиотеки решает, что
вуду - это самобытная национальная религия борьбы, сопротивления, надежды,
и только она может дать острову лучшее будущее. По правде говоря, вуду
действительно объединяет гаитянцев больше, чем что-либо другое. Круговая
порука приверженцев вуду веками требовала от них оказывать помощь друг
другу, сражаться плечом к плечу. Уж если профессор университета в Порт-о-Пренсе,
автор диссертации по диалектике Просвещения и "умеренный поклонник
вуду" говорит: "Некоторая доля осознания своих корней и культурных
традиций нам не повредит" - что же тогда взять с какого-нибудь пылкого
студента?!
Пока мы неторопливо беседуем в аудитории, внизу во дворе разыгрывается
перед карнавалом вуду-группа "Опыт Букмана". Букман - одна из
легенд Гаити, чернокожий раб, который в августе 1791 года провел первую
в истории острова мощную церемонию призвания духов на борьбу с французами.
Судя по тому как студенты слушают выступление, они с удовольствием присоединились
бы к музыкантам, но что-то их останавливает. Возможно, они опасаются нападения
злых духов, которые довольно часто втираются в толпу и губят жертв на
манер террористов. Стоящих в отдалении и посматривающих на этот концерт
полицейских студенты опасаются меньше, учитывая что президент Аристид
признал вуду "основной религией Гаити", и теперь жрецы и колдуны
играют заметные роли в президентском дворце.
Внук
за деда отвечает
Крошка Пьер в детстве хотел стать инженером по строительству мостов, а
связываться с дьяволом, оставленным в наследство дедушкой, совершенно
не хотел. Выражение "оставленным в наследство" надо понимать
буквально: на Гаити, в отличие от средневековой Европы, не дьявол покупает
души людей, а люди покупают себе дьявола (или берут в аренду). Вот и дед
Крошки Пьера заказал себе у дьявола немного денег, защиты от завистников
и долголетия. По условиям вудуистского "контракта" за эти блага
расплачиваться полагается собственными детьми и внуками. Им предстояло
либо умереть, либо послушно служить родовому дьяволу.
Сделка состоялась задолго до рождения Крошки Пьера, и он был совсем не
в восторге, когда о ней узнал. Мальчику не нравилось смотреть на то, как
во время обрядов бедных животных сжигают живьем или отрывают им головы.
А разнообразные несчастья и болезни, которые ему теперь предстояло насылать
на людей "в рамках основной профессии", вызывали у него отвращение.
Но делать было нечего - с него теперь причитались как минимум 1 человеческих
жизней в год. Такова была ставка дьявола за жизнь Крошки. Расчет - двадцать
седьмого числа каждого месяца. "Се-годня, - заявляет давно привыкший
к своему положению Крошка Пьер, - все это уже меня не злит. Более того,
я благодарен своему дьяволу за свет дня, за лимузины, в которых я езжу,
и дома, в которых живу".
Зло,
которому нет до нас никакого дела
А когда-то Крошка Пьер даже бежал от своей зловещей семьи и вообще из
Жакмеля. От вуду и даже от католичества. Вместо этого он "записался
в протестанты" в столице Порт-о-Пренсе. Многие гаитяне ищут спасения
в лоне этой церкви, известной своей подчеркнутой трезвостью, сухостью
и здравым смыслом. Но протестантизм не помог: вскоре всеми брошеный, исхудавший
и полубезумный юноша блуждал по Порт-о-Пренсу, лакая воду из луж. Таких
бедолаг в городе всегда были сотни и тысячи, но Крошка Пьер точно знал
причину своих несчастий: от зла не уйдешь. И он сдался, отказался от надежды
на добро.
Улыбка Крошки Пьера по-прежнему невинна и беззаботна. Теперь он утверждает,
что смерть - тоже только игра. Правда, он устает. Просыпается в пять утра.
Из трансов не вылезает. Дьяволу в нем нет никакого покоя. В день моего
посещения к нему уже наведались семеро клиентов, еще де-вятерых он ожидал.
Хотя расплачиваться обращающимся к помощи колдуна приходится по двойному
тарифу, деньгами с самим колдуном и чем-нибудь еще - с его дьяволом. Смотря
насколько сложный заказ - от конъюнктивита до смерти ребенка. Наплыв никогда
не ослабевает. На фотографии скалят зубы двое американцев, отец и сын.
"Сына я вытащил из тюрьмы в Майами, - комментирует Крошка. - Ему
дали пожизненное. Заключили с отцом договор на 157 тысяч долларов. Мне
пришлось сжечь живьем шесть быков, они вопили как резанные, но однажды
ночью сын оказался дома, в своей постели. Больше ничего не могу сказать.
В отличие от добра, злу все равно, виновны ли вы, хороши или плохи. Оно
равнодушно".
Габриэла
Ридле
Журнал GEO №11 Ноябрь 2003
|