Культ Вуду на Гаити

Огромное тайное общество

Нет ничего более обманчивого, чем внешность. Под шкурой овечки вечно скрывается лев. Об этом милейшем, обаятельном, приятном в общении парне я с самого начала знаю, что он - черный колдун. Убийца и душегуб, говоря нашим практическим языком. 24-летний Пьер Санктус по прозвищу "Крошка Пьер". А на вид - сама невинность...
Юное безбородое лицо странно выглядит в зловещем культовом интерьере: черепа, флаги из красного шелка с какими-то кривыми черными крестами, еще один крест, железный - в центре выжженного костри-ща, бетонное распятие в три человеческих роста. Багряный и черный, как мне объяснили, - цвета дьявола.

Доплата за вредность при спасении души

Между магическими знаками снуют люди в рабочих касках: что-то чинят, мастерят, наводят порядок. Никто не боится и не благоговеет. На Гаити вуду - это быт. Норма жизни. Маленькие девочки, которые прыгают в классики во дворе, на вопрос, кем они хотят стать, когда вырастут, не моргнув глазом отвечают: "Жрицами!" У их матерей в изголовье висят дешевые цветные репродукции изображений Девы Марии с подписью - "Эзили Фреда, богиня любви". Святой Петр с ключами от райских врат переименован здесь в бога Легбу, указующего дорогу в иные миры. Жизнь на острове Гаити такая нервная и опасная, что каждому может понадобиться срочная защита того или иного бога. Часто Легбе или Эзили Фреде приходится спускаться прямо в гущу людской суеты и толкотни, например, на карнавале. Их вмешательство повсеместно считается гораздо более эффективным, чем вмешательство полиции и даже секретных спецслужб - "тонтон-макутов", которых, впрочем, тоже боятся. На карнавалах и массовых гуляниях надрыв-ный голос из репродуктора обычно призывает разгоряченную публику "сохранять спокойствие и никого не убивать".
Власти, конечно, демонстрируют свою озабоченность пышным цветением вудуизма. В качестве ответной меры они "напускают" на него, например, эстраду. По всей стране звучат песни поп-групп - однако на Гаити и поп-музыка гаитянская, ее ритмика основана на традиционных гармониях (читай: гармониях вуду), а тексты выстроены таким образом, чтобы "доходили" до национального сознания: "Мы - не народ зомби!.. Будущее наше в руках духов, но это духи достойных людей!... Мы сойдемся у подножия престола Легбы и отправимся в путь за святынями!.."
Между тем десятки домов в одном только Жакмеле украшены красными флагами, Они указывают на то, что это жилище колдуна вуду. Прием клиентов идет от заката до рассвета... Вот, например, месье Эднер, "автомеханик и жрец", как написано на его визитной карточке. В доме три рабочих помещения: в одном - подъемник и инструменты, в другом - алтарь сатане, в третьем - масонский кабинет. Алтарь предназначен для черной магии, масонские циркули и пирамиды - для белой, для общения с Богом и его ангелами. Заказать себе можно и ту, и другую магию - согласно прейскуранту. Но на черную спрос много выше. Масонские обряды, как показывает гаитянская практика, буквально ни на что не годны, - вернее, они годны только на добрые дела, а такие не пользуются на острове особым спросом. Добрые дела люди могут совершать и сами, безо всякой помощи свыше. Прибегнув же к услугам духов вуду, можно даже убивать на расстоянии, а это часто бывает необходимо, потому что у гаитянина много врагов.
Жрице, мадам Эме, удалось заключить самую выгодную сделку на гаитянском "религиозном рынке" - она сдает собственное тело "в аренду" духам и богам. Но есть и минус, лишающий ее сверхприбылей: она не может насылать смерть на людей. Зверей-то мадам Эме убивает регулярно, духи ничего против этого не имеют. Мистически манипулируя органами принесенных в жертву животных и птиц, мадам лечит все болезни - опять-таки согласно прейскуран-ту. Кроме СПИДа. Опыт показывает, что на СПИД не действует даже кровь черной курицы. Тем жрица и живет.

Теория и практика бесконтактного убийства


Буду - религия прагматическая, крестьянская. Она занимается только земной жизнью человека на всем ее протяжении, а вопросов загробного благополучия не касается. Если кто интересуется, что и как будет на том свете, - через дорогу католический собор. Но, как правило, публика больше озабочена срочным исполнением земных желаний, чем вечными вопросами.
Другая "целевая аудитория" вуду, как ни странно, - молодые интеллектуалы. Те, кто озабочен судьбами Гаити. В один прекрасный день какой-нибудь вполне объективно мыслящий завсегдатай университетской библиотеки решает, что вуду - это самобытная национальная религия борьбы, сопротивления, надежды, и только она может дать острову лучшее будущее. По правде говоря, вуду действительно объединяет гаитянцев больше, чем что-либо другое. Круговая порука приверженцев вуду веками требовала от них оказывать помощь друг другу, сражаться плечом к плечу. Уж если профессор университета в Порт-о-Пренсе, автор диссертации по диалектике Просвещения и "умеренный поклонник вуду" говорит: "Некоторая доля осознания своих корней и культурных традиций нам не повредит" - что же тогда взять с какого-нибудь пылкого студента?!
Пока мы неторопливо беседуем в аудитории, внизу во дворе разыгрывается перед карнавалом вуду-группа "Опыт Букмана". Букман - одна из легенд Гаити, чернокожий раб, который в августе 1791 года провел первую в истории острова мощную церемонию призвания духов на борьбу с французами. Судя по тому как студенты слушают выступление, они с удовольствием присоединились бы к музыкантам, но что-то их останавливает. Возможно, они опасаются нападения злых духов, которые довольно часто втираются в толпу и губят жертв на манер террористов. Стоящих в отдалении и посматривающих на этот концерт полицейских студенты опасаются меньше, учитывая что президент Аристид признал вуду "основной религией Гаити", и теперь жрецы и колдуны играют заметные роли в президентском дворце.

Внук за деда отвечает


Крошка Пьер в детстве хотел стать инженером по строительству мостов, а связываться с дьяволом, оставленным в наследство дедушкой, совершенно не хотел. Выражение "оставленным в наследство" надо понимать буквально: на Гаити, в отличие от средневековой Европы, не дьявол покупает души людей, а люди покупают себе дьявола (или берут в аренду). Вот и дед Крошки Пьера заказал себе у дьявола немного денег, защиты от завистников и долголетия. По условиям вудуистского "контракта" за эти блага расплачиваться полагается собственными детьми и внуками. Им предстояло либо умереть, либо послушно служить родовому дьяволу.
Сделка состоялась задолго до рождения Крошки Пьера, и он был совсем не в восторге, когда о ней узнал. Мальчику не нравилось смотреть на то, как во время обрядов бедных животных сжигают живьем или отрывают им головы. А разнообразные несчастья и болезни, которые ему теперь предстояло насылать на людей "в рамках основной профессии", вызывали у него отвращение. Но делать было нечего - с него теперь причитались как минимум 1 человеческих жизней в год. Такова была ставка дьявола за жизнь Крошки. Расчет - двадцать седьмого числа каждого месяца. "Се-годня, - заявляет давно привыкший к своему положению Крошка Пьер, - все это уже меня не злит. Более того, я благодарен своему дьяволу за свет дня, за лимузины, в которых я езжу, и дома, в которых живу".

Зло, которому нет до нас никакого дела


А когда-то Крошка Пьер даже бежал от своей зловещей семьи и вообще из Жакмеля. От вуду и даже от католичества. Вместо этого он "записался в протестанты" в столице Порт-о-Пренсе. Многие гаитяне ищут спасения в лоне этой церкви, известной своей подчеркнутой трезвостью, сухостью и здравым смыслом. Но протестантизм не помог: вскоре всеми брошеный, исхудавший и полубезумный юноша блуждал по Порт-о-Пренсу, лакая воду из луж. Таких бедолаг в городе всегда были сотни и тысячи, но Крошка Пьер точно знал причину своих несчастий: от зла не уйдешь. И он сдался, отказался от надежды на добро.
Улыбка Крошки Пьера по-прежнему невинна и беззаботна. Теперь он утверждает, что смерть - тоже только игра. Правда, он устает. Просыпается в пять утра. Из трансов не вылезает. Дьяволу в нем нет никакого покоя. В день моего посещения к нему уже наведались семеро клиентов, еще де-вятерых он ожидал. Хотя расплачиваться обращающимся к помощи колдуна приходится по двойному тарифу, деньгами с самим колдуном и чем-нибудь еще - с его дьяволом. Смотря насколько сложный заказ - от конъюнктивита до смерти ребенка. Наплыв никогда не ослабевает. На фотографии скалят зубы двое американцев, отец и сын. "Сына я вытащил из тюрьмы в Майами, - комментирует Крошка. - Ему дали пожизненное. Заключили с отцом договор на 157 тысяч долларов. Мне пришлось сжечь живьем шесть быков, они вопили как резанные, но однажды ночью сын оказался дома, в своей постели. Больше ничего не могу сказать. В отличие от добра, злу все равно, виновны ли вы, хороши или плохи. Оно равнодушно".

Габриэла Ридле
Журнал GEO №11 Ноябрь 2003

Hosted by uCoz