Вампиры
в разные эпохи. История вампиризма. "Его
кожа была румяной и светлой, ногти длинными и злобно искривленными, рот
еще сочился кровью от последнего ночного пиршества. Кол прошел прямо сквозь
грудь вампира, пронзительно вскрикнувшего, когда из раны потекла кровь.
Затем он был сожжен дотла". Так описано
появление в 1732г. в Белграде вампира. Для многих современных читателей
образ вампира связан прежде всего с Дракулой, героем романа Брэма Стокера,
опубликован-ного в 1897г. и удачно экранизированного в 1927г. Действительно,
представления о В. весьма различны: это и мифический персонаж, представленный
в фольклоре всех времен и стран; и герой народных рассказов о маньяках
с противоестественной жаждой крови или преждевременно похороненных; и
участник религиозных сюжетов о неприкаянных душах. Нет ничего удивительного
в том, что художественные произведения сформировали распространенное представление
о вампире как о летучей мыши-демоне, сосущей кровь спящих женщин. Подобный
монстр, предшественник Дракулы, изображен в книге Преста "Varney
the Vampire" (1847). Действительно, с начала Х1Хв. вампир стал достойной
темой для многих серьезных писателей, видимо, находившихся под влиянием
ученых трудов о вспышках вампиризма по всей Восточной Европе на протяжении
XVIIIв. 1. Широко
распространенное суеверие о призраке или мертвеце, вернувшемся в свое
старое логово, приняло завершенную форму в легендах о Холлоуине. День
всех святых или День поминовения всех усопших, отмеча-емый 1 ноября, вобрал
в себя множество языческих обрядов, включая кельтский празд-ник в честь
бога Самхейна, Повелителя Мертвых. Следующий день, 2 ноября - праздник
всех усопших, традиционный день возвращения духов. Возвращение мертвых
вызывало страх и, следовательно, их нужно было умилостивить. Большинство
погребаль-ных обрядов в первую очередь призваны убеждать в том, что мертвые
не вернутся; множество историй о людях, не обретших упокоения из-за того,
что погребальные службы были неправильными или неполными, побуждают живых
выполнять эти необходимые обряды. Так, Одиссей должен был возвратиться
назад, чтобы успокоить душу Эльпенора, а Ахилл - выполнить требования
души Патрокла. Наиболее частыми объектами посещения вампира были родственники,
чаще всего жены (память которых о муже была особенно яркой). В одном из
наиболее ранних (1196г.) рассказов о вампирах (хотя и не о кровососущей
разновидности), в "Historia Rerum Anglicarum" Уильяма из Ньюбери,
мертвый муж досаждал своей жене; когда же гробница была вскрыта, чтобы
укротить оживший труп, тело было найдено почти не сгнившим, таким, каким
оно было в день погребения. 2. Существование
маньяков, которые жаждут крови. Подобное состояние, конечно, крайне редко
и ненормально и отличается от каннибализма, иногда принимавшего крайние
формы, как у женщины-самаритянки, описанной в Библии (4 книга Царств,
6, 24-30). 3. Преждевременные
похороны или случайное погребение человека в состоянии каталепсии или
бесчувственности. Саммерс (без ссылки на источник) говорит, что в начале
ХХв. в Соединенных Штатах сообщалось в среднем об одном преждевременном
погребении в неделю ("Vampire: Kith and Kin"). В книге "Buried
alive" (1895) Франц Хартман ссылается на 700 случаев в его собственном
врачебном округе в конце XIХв.; правда, надо отметить, что доктор был
оккультистом. В древние времена, когда медицинские знания были менее развиты,
ошибки могли быть более частыми, отмечал Роор в "De Mastication Mortuorum"
(1679), и вандалы, грабящие труп вскоре после погребения, легко могли
быть испуганы его "воскрешением". Усилия при освобождении из
гроба могли вызвать и внешние повреждения тела, и кровотечение. 4. Традиционная
мстительность, стремление наказать обидчика, зачастую усиленное религиозными
нормами. Иногда люди, отвергнутые обществом при жизни, оставались отверженными
и после смерти. Подобным образом становились вампирами те, кто вел "порочную
и распутную жизнь, и зачастую отлученные от церкви своим епископом"
(Аллатиус, "De Graecorum Hodie Quorundam Opinationibus", 1645);
умершие проклятыми, клятвопреступники, погребенные без надлежащего обряда
(например, без причастия), вероотступники, самоубийцы, оборотни и мер-творожденные
незаконные дети от незаконнорожденных родителей (в Венгрии). В сла-вянских
странах считали, что трупы, через которые перепрыгнула кошка или перелетели
птицы, могли стать вампирами; подобное верование отразилось в английском
фольклоре в обычае удалять животных с места, где труп ожидал погребения.
Существует множество легенд, в которых рассказывается, как тело отлученного
от церкви не разлагалось; шотландское народное поверье основывается на
мнении, что тело самоубийцы остается нетленным, пока не пройдет срок его
жизни. С другой стороны, нетленность тела святых считается чудом. Свойственная
монолитным сообществам враждебность ко всему необычному проявилась в убеждении,
что старые, бедные и искалеченные могут быть колдунами или даже вампирами;
так, заячья губа, волосы на ладонях, голубые глаза, рыжие волосы считались
в разные времена признаками вампиров. 5. Совпадение
сообщений о вампиризме с вспышками чумы и эпидемиями, в равной степени
вызывавшими ужасное зловоние. Доктор Мор, известный кембриджский платоник,
в "An Antidote Against Atheism" ("Противо-ядие от атеизма",
1653) рассказывает, как вампир мучил священника в Пентше, в Силезии. Однажды
вечером, "когда этот богослов, как обычно, сидел со своей женой и
детьми, собравшимися вокруг него, упражняясь в музыке, по всей комнате
вдруг разлилось неожиданное зловоние. Вслед за этим священник и его семья
обратились к Господу с молитвой. Тем не менее запах усилился и стал сверх
всякой меры несносным, настолько, что они были вынуждены подняться в свою
комнату. Он и его жена не находились в кровати и четверти часа, когда
они почувствовали такую же вонь в спальне. И в то время, как они жаловались
друг другу на это, из стены вышел призрак и крадучись подошел к кровати
богослова, дохнул на него пронизывающе холодным духом и испустил такой
невыносимый смрад, что ни описать, ни вообразить это невозможно". "Воздух
стал гадким и испорченным, когда это зловонное и гниющее тело бро-дило
вокруг, вследствие чего разразилась ужасная чума и не стало дома, в котором
бы не оплакивали своих близких, и вскоре город, который еще совсем недавно
был густо населен, оказался покинутым полно- 6. Существование
определенных отклонений от нормы, которые соответствуют дей-ствиям вампиров.:
некрофагия (поедание мертвых тел), некросадизм (повреждение
трупов, чтобы вызывать половое удовлетворение) и некрофилия (совокупление
с трупом, как нормальное, так и педерастическое и маcтурбационное). Известен
случаи во Франции в конце ХIХв., когда в 1886г. к суду был привлечен за
вандализм и некрофилию некий Анри Бло. Он был привлекательным молодым
человеком двадцати шести лет, немного болезненного телосложения. Его волосы
свешивались со лба, как у пуделя. Он носил прекрасные, тщательно ухоженные
усы. Глубоко посаженные черные глаза находились в посто-янном движении.
В его внешности было что-то кошачье, а в лице - нечто от хищной ночной
птицы. Ночью 25 марта 1886г. Бло открыл калитку, ведущую на кладбище Сен-Уэн,
приблизился к одной из канав, где были похоронены те, кто не имел права
на отдельную могилу, и вынул доски, удерживавшие землю на последнем из
гробов. Надпись на кресте сообщала, что в гробу было тело восемнадцатилетней
Фернанды Мери, сценическое имя Карманио, балетной танцовщицы, похороненной
накануне вечером. Бло вынул гроб, открыл его и достал тело молодой девушки,
которое и перенес на насыпь в конце канавы. Там, со всевозможными предосторожностями,
он преклонил колени на несколько листов белой бумаги, взятых из цветочных
подношений, и совокупился с трупом. После этого он заснул и проснулся
слишком поздно, чтобы возвратить труп на место, успев лишь незамеченным
покинуть кладбище. 7. Эрнест
Джонс объясняет, что вампир - это "ночной дух, обнимающий спящего,
чтобы сосать из него кровь; очевидно, что он - следствие кошмара".
Сексуальная неудовлетворенность вызывает эротические сновидения; в случае
же, если нормальные проявления чувственности подавлены, неудовлетворенность
принимает крайние формы, такие как оборотничество и вампиризм, где "ненависть
и чувство вины играют гораздо большую роль", и проявляется оральный
садизм. Ты снова
должен выйти в мир Д. Байрон,
"Гяур". "Энуиклопедия колдовства и демонологии", Рассел Хоуп. |