Мэтью Хопкинс. Средневековый охотник на ведьм.

И в мрачные средние века находились падшие люди, которые зарабатывали деньги, например на охоте на ведьм. В течение одного года, с 1645 по 1646 годы Хопкинс приобрел дурную репутацию, которая впоследствии сделала его имя синонимом осведомителя, доносчика и платного лжесвидетеля. Вместе со своим приятелем, "прокалывателем ведьм" Джоном Стерни, "за четырнадцать месяцев Хопкинс отправил на виселицы больше ведьм, чем все другие охотники Англии… повесили за сто шестьдесят лет, когда подобные преследования процветали в Англии"(Нотштейн).Монтегю Соммерс говорит о безнравственности Х., "которая придает его имени дурной запах, …запах гнуснейшего из гнусных паразитов, грязного собрата Иуды и Каина". Подобно многим безжалостным людям, он смог преодолеть первые неудачи и добиться скандальной известности, возбуждая одну из болевых точек общественного сознания и извлекая из этого выгоду. О его ранних годах известно очень мало. Сын священника из Суффолка, он стал адвокатом, "но очень низкого уровня"; не сумев заработать на жизнь в Ипсвиче, переехал в деревню Маннигтри, Эссекс. В Эссексе, как и в других восточных графствах Англии, обстановка была особенно напряженной и беспокойной, поскольку эта территория во время Гражданской войны, стала опорой "круглоголовых", горячей точкой, начиная с 1642 г. Республиканцы безоговорочно отстаивали протестантизм, выступая против утвердившегося епископата, претендовавшего на роль католической церкви в Англии, но в первые дни борьбы никто не мог быть уверен в ее исходе. Выбрав подходящий момент, демагог Хопкинс смог отодвинуть в сторону тревоги военного времени и оказать давление на местные власти, требуя искоренения подрывных элементов (заявляя, что у него есть полученный от дьявола список всех английских ведьм). Призывая продемонстрировать сплоченность под знаменем протестантизма, Хопкинс начал свое жуткое представление, атакуя врагов парламента и Господа. Легче было нападать еа "тупых,невежественных, неразумных и бедных глупцов", каковыми являлись ведьмы, нежели охотиться за католиками: "пороховой заговор" Гая Фокса был возможен лишь при сильной централизованной власти. Кроме того, охота на ведьм была более прибыльной: католика мог изобличить, а чтобы изобличить ведьму, требовалось умение - ведьмы слыли очень хитроумными. А за умение люди хорошо платили: Хопкинс. Например, получил шесть фунтов за поездку в Олдборо и двадцать три фунта за посещение Стоумаркета. Средняя заработная плата в то время была шесть пенсов в день.
Примерно в марте 1645 года Хопкинс, не обладая никакими иными познаниями в демонологии, кроме труда Якова I, описания ланкаширских ведьм, составленного Поттом, и "Guide to Jurymen"(Руководства для присяжных) Бернарда, начал охоту за ведьмами. Для первого разоблачения он избрал старую каргу (Элизабет Кларк), заставил ее соседей донести на других женщин, разработал методы пытки, позволяющие добиться признаний, не упуская при этом из виду изобличающих искалеченных конечностей, и вскоре пойманных ведьм стало шесть: матушка Кларк и пять других обвиненных ею женщин. К Хопкинсу присоединился Джон Стерн, и количество подозреваемых росло, пока не достигло тридцати двух, которых, после допроса местными судьями, передали в суд графства в Челмсворд. Большинство челмсвордских ведьм сделали признания, что вовсе не удивительно, поскольку Хопкинс и его помощники разработали технологию для получения нужного им признания. Предпочтение отдавалось "плаванию"(один из видов пыток в средневековье - ред.), но парламентская комиссия по разбору кассационных жалоб в августе 1645 г. отнеслась к этому с неодобрением, и Хопкинс был вынужден прекратить бросать женщин со связанными руками в пруд, чтобы посмотреть, утонут ли они. Но другие его приемы были одобрены(!), признания вытягивались с помощью голодовки, продолжительного сидения со скрещенными ногами на табурете, лишения сна и принудительного длительного хождения, пока ноги не покрывались волдырями. Хопкинс не ждал окончания челмсфордского суда. Он был занят посещением городов и деревень, где - иногда по запросам, чаще по собственной инициативе - выискивал ведьм, становясь от этого богаче. На следующий год он расширил свою деятельность с группой из пятерых человек - Джона Стерна и четверых прокалывателей - в графствах Кембридж, Нортхемптон, Хантингдон и Бедфорд. Он на самом деле стал "Генералом-охотником за ведьмами".
К суффолдским судам 1645 года в Сент-Эдмундсберри по подозрению в колдовстве было арестовано почти 200 человек, включая семидесятилетнего пастора джона Лоуэса.
Однако уже в апреле 1646 года у него появились затруднения, приведшие к неожиданному завершению его карьеры. Возможно, он и раньше встречался с определенным сопротивлением, но первый открытый протест исходил в апреле 1646 года от Джона Гоула, священника, возмутившегося набегами Хопкинса в Хантингдон и прочитавшего проповедь, направленную против него. Хопкинс неистовствовал и угрожал внезапно напасть на город и заставить Гоула публично отречься от сказанного. Вскоре после этого Гоул опубликовал "Cases of Conscience", где inter alia (между прочим) разоблачил применявшиеся Хопкинсом способы пыток. Явно убогие ответы Хопкинса его критикам были опубликованы в небольшом памфлете "Discovery of Witches", где он прикрывает свои выходки ореолом непорочности и законности. Поддержка и восторженное отношение к Хопкинсу увяли так же быстро, как и вспыхнули. Хотя суды над ведьмами продолжались, массовых процессов стало намного меньше - по крайней мере, в восточных территориях. Хопкинс вышел в отставку летом 1646 года, поселился в свое доме в Меннингтри и в следующем году умер от туберкулеза. Является апокрифической легенда о том, что его подвергли "плаванию" по подозрению в колдовстве. Стерн был напуган общественной враждебностью в Меннингтри и перееехал в Сент-Эдмундсберри.

"Энциклопедия колдовства и демонологии" Рассел Хоуп.

Hosted by uCoz